Подпоясанного человека бес боится, леший в лесу не заведет

В современном мире пояс рассматривается только лишь как модный аксессуар, лишённый всякого смысла. Однако в действительности он является важнейшим элементом одежды, без которого наши предки из дома не выходили и не брались за важные дела. Пояс как символ пути сопровождал человека от младенчества до перехода в мир иной, способствовал преодолению препятствий и оберегал от зла, помогал выстраивать свою жизнь в гармонии с окружающим миром.

Пояс – один из самых сокровенных видов творчества, украшений и оберегов. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно отделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке.

Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки. Он всегда и во всех славяно-арийских народах воспринимается как знак благополучия и порядочности. Без пояса находиться в обществе – считалось верхом неприличия, ведь распоясать человека означало обезчестить его.

Часто пояс – символ пути, дороги, преодоления препятствий, как мифических, так и реальных. В свадебной обрядности – это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной – в жизнь иную.

Пояс имел и небесное, космическое значение. Млечный Путь считали кушаком небосвода. Радугу – поясом богини Лады.

Пояс, принимая форму окружности, придавал целостность и гармоничную законченность человеку, не давал враждебным силам проникнуть за этот круг.

Пояс как оберег

Даже в самом скромном пояске может таиться сила, способная уберечь человека от напастей и бед, полностью изменить ход всей его жизни.

До недавнего времени пояс был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. Его носили богатые и бедные, взрослые и дети, мужчины и женщины, жители городов и поселяне…  Пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.

Первый крохотный поясок повязывали на голенькое тельце новорожденному ребёнку и не снимали ровно год. Годовалого ребёнка опоясывали уже новым поясом. При этом мальчики и взрослые мужчины носили пояса поверх одежды, а девочки и женщины подвязывали ими нижние рубахи.

Обереговое значение поясу придавали вышитые на нём заботливой рукой символы. Что мы знаем о традиции нанесения орнаментов? У всех славянских народов традиционная обережная вышивка всегда покрывала одни и те же части одежды: низ рукавов, подолы и горловину – крайние места в костюме. Считалось, что именно через эти «входы» к человеку может пристать всё недоброе, и именно эти места укрепляли обережными символами для защиты. За ними сберегающую роль брала на себя сама ткань, служащая базовым оберегом всего тела. 

Но если все прочие кольца из орнаментов защищали от недоброго отдельные части тела: руки, ноги, грудь – то узорный обережный пояс охватывал всё тело целиком, сохраняя его за непроницаемым защитным коконом. Такие славянские пояса надевались под каждый отдельный элемент одежды, которых в разное время у женщин могло насчитываться и больше пяти. Наиболее ярким, украшенным славянским поясом, конечно, был самый верхний. Нижний же, нательный, часто представлял из себя лишь тонкую нить или верёвочку. 

Среднестатистический славянский мужчина имел, как минимум, три пояса. Бытовой – который он носил всегда и везде. Обрядовый – который он надевал во время праздников и обрядов. Воинский – обычно наиболее широкий, массивный, с бляхами, на котором крепилась перевязь с оружием. Каждый из этих славянских поясов – обережный, но каждый служит своей цели. Потому и узоры на них изображались разные. Использование тех или иных узоров всегда логично и ясно.

Славянские пояса, значение которых заключалось в их многофункциональности, могли «разбавляться» символами, обозначающими варну, ремесло, которым занимается человек, его родовые знаки или какие-то локальные символы. Славянский пояс с этой точки зрения сродни европейскому гербу, который зачастую рассказывал о своём владельце очень многое, если не всё. По поясу читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение и многое другое.

До сих пор многие женщины используют мужнин пояс, как оберег в случае долгой отлучки мужа, при беременности – для благополучного разрешения при родах или используют его как обрядовый.

Женщины на Руси никогда не опоясывали своё чрево поясом из кожи убитых животных, поскольку это может энергетически навредить здоровому чадородию.

Кроме всего прочего обережный славянский пояс помогает собраться внутренне, сосредоточиться, потому к работе или любому важному делу без пояса тоже не приступали.

Виды поясов

В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как кушак, ремень, юсало, шнур, гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник.

  • Тельник (или сетка) – пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле.
  • Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи.
  • Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трёх метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обёртывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины – на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.
  • Покромка или покрома, покромь – плетёный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трёх метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза.
  • Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок – широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина – от 1 до 3 метров, причём женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обёртывались вокруг фигуры несколько раз.
  • Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану.
  • Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками.
  • Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла», то есть «поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.

К поясам крепились различные предметы обихода: гребни, ключи, огниво и прочее. В поздних костюмных комплексах из городской моды заимствуются подвешиваемые к поясам тканые карманы, которые использовались как кошелёк для денег или для хранения лакомств, в связи с чем их называли «лакомник» или «лакомка». 

Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса.

Повседневные пояса для детей до 3-4-х лет чаще всего делают витыми; изготавливают их матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. Дарёные (чужие) пояса на детей в этом возрасте не надевают – исключение – если пояс подарен ведуном, духовным отцом или близким родственником.

У детей в возрасте с 3-х до 12 лет, кроме витых, могут быть узкие (1-2 см) опояски. Лучше, если их будут ткать или плести отец, дед, родной дядька или старший брат.

Девочке благоприятно носить «женские» пояса, сделанные мамой, но у неё обязательно должен быть «мужской» пояс изготовленный отцом. Такой пояс помогает будущей женщине уравновесить использование своих мужской и женской энергий.

После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские. Их обычная ширина – 2-2,5 см. Кроме покромок, юноши и мужчины носят круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно. Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются бахромой, а повседневные витые и круглые плетёные – одной кистью.

Праздничные пояса традиционно были с узорами, плетёными вручную и разноцветными. В их узорочье обязательно присутствуют родовые обереговые знаки и они украшаются множеством кистей или подвесок, иногда с дорогими каменьями, серебряными и металлическими подвесками. Причём, на мужских и женских поясах делается разное количество кистей. Например, на многих мужских кушаках делают 7, 9 и даже больше кистей, соединяя их в причудливое переплетение. На женском праздничном поясе обычно делают 8 кистей — число покровительниц женской судьбы богинь Доли и Недоли и число космической взаимосвязи всего сущего; или 13 кистей – число самой богини Макоши, покровительницы семейного благополучия.

Чаще всего на простых праздничных поясах делаются 3 кисти — знак триединства мира: Явь, Навь, Правь – связь прошлого, настоящего и будущего.

К детским пояскам вместе с кистями можно подвешивать маленькие погремушки или бубенчики-обереги.

Кисти праздничных поясов в старину могли украшать «золотной» нитью. Иногда вместо кистей заплетают косички или вяжутся наузы – узлы, имеющие вполне определённый смысл.

От повседневных поясов праздничные отличаются многоцветьем, изысканностью ткачества и смысловой сложностью узоров, а также – шириной и длиной. Их длина позволяет оборачивать пояс вокруг тела 2-3 раза – длина мужского праздничного пояса – 1 круг, 285 см.

Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству.

Все праздничные пояса, обычно, передаются по наследству. Если судьба предыдущих владельцев была счастливой, их продолжают носить дети и внуки. Держа в руках подобные пояса, дети и внуки напрямую соприкасаются с запечатлённой на них энергетикой своих родителей и Предков, в результате начинает пробуждаться Родовая память.

В других случаях их могут хранить как память и использовать для обрядов поминовения предков.

Иногда ткут особые «смертные» пояса, которые внешне просты, как опояски. Человек, надев такой пояс, даёт понять окружающим, что он отрешился от этого мира и готовится перейти в мир иной. Их носят в повседневности, не снимая.

Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался. Кожаные ремни носили только охотники.

Зачем носить пояс каждый славянин знал с малых лет и не просто знал, но и носил. «Подпоясанного человека бес боится, леший в лесу не заведёт», — говорили в народе.

Без пояса человек может находиться какое-то время только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.

Сейчас тканые пояски стали редкими элементами декора одежды, их смысл и значение было сокрыто. Однако шило в мешке не утаишь и уже сейчас мастеров данного направления появляется всё больше. Всё возвращается на круги своя. 

© Методический центр «Древо Рода»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

0
    0
    Ваша корзина
    Ваша корзина пуста